Содержание методической деятельности МКУ ДО ДЮСШ
С целью оптимизации качества образовательного процесса коллектив спортивной школы должен решать следующие задачи:
- прогнозировать и моделировать уровень подготовленности спортсменов «на входе» и «на выходе» образовательного процесса;
- обеспечивать и поддерживать достижение требуемого уровня специальной подготовленности обучающихся, своевременно фиксировать и предотвращать нежелательные отклонения;
- повышать качество образовательного процесса путём конструирования и внедрения инновационных методик спортивной тренировки;
- оценивать реальное качество педагогического процесса и его соответствие прогнозируемым требованиям;
- моделировать перспективу деятельности (на основе анализа существующих достижений проблем составляется прогноз перспективных требований);
- обеспечивать оперативную диагностику имеющегося качества образовательной системы и реагирование системы управления на отклонения реального качества образования от требуемого;
- способствовать сохранению стабильности работы спортивной школы и её организационно-управленческой деятельности;
- реализовывать перспективные направления совершенствования работы спортивной школы, способствующие оптимизации её практической деятельности;
- осуществлять поиск и своевременное использование благоприятных возможностей;
- вести постоянный учёт и своевременную нейтрализацию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Структура методической деятельности
Структура методической деятельности спортивной школы включает следующие направления:
- организационно-методическую деятельность;
- учебно-методическую деятельность;
- научно-методическую деятельность.
Организационно-методическая деятельность
Организационно-методическая деятельность осуществляет следующие функции:
- собственно методическую;
- повышение квалификации;
- координационную.
Собственно-методическая функция направлена на обеспечение потребностей самой методической службы через обобщение собственного опыта и инновационного внешнего опыта.
Данное направление подразумевает:
организацию методических служб спортивной школы (методический кабинет, методический совет);
непосредственное организационно-информационное обеспечение;
проведение методических советов;
сбор и обработку внешней информации путём участия в конференциях, семинарах и т.п.);
знакомство с авторскими методиками внутри спортивной школы;
подготовку материалов для сообщений тренерам-преподавателям;
изучение уровня профессионального мастерства тренеров-преподавателей, поиск слабого звена в их деятельности и оказание помощи в этом направлении;
внедрение в учебно-тренировочный процесс инновационных методик.
Функция повышения квалификации направлена на рост профессионального уровня тренерско-преподавательского состава и управленческих категорий детско-юношеской спортивной школы. Повышение квалификации может осуществляться через следующие организационные формы: курсы повышения квалификации, консультации, наставничество, самообразование, дистанционное образование, научно-практические конференции, методические занятия, открытые учебно-тренировочные занятия, проведение деловых игр с сотрудниками спортивной школы.
Координационная функция предполагает связь с научно-методическими организациями, учреждениями, подразделениями, планирование методической работы спортивной школы.
Учебно-методическая деятельность
Учебно-методическая деятельность осуществляет:
- информационную функцию;
- аналитическую функцию.
Информационная функция посредством педагогического контроля направлена на информационное обеспечение управления учебно-тренировочным процессом.
Она обеспечивает:
- изучение фактического состояния эффективности реализуемых учебно-тренировочных программ;
- регистрацию и анализ содержания и параметров тренировочных нагрузок на отдельных этапах тренировки и многолетнем цикле подготовки;
- контроль динамики результатов педагогического прогноза способностей и отбора спортсменов;
- контроль адекватности применения средств и методов тренировки.
Информационная функция также направлена на формирование и развитие связей с внешней средой: педагогическими, методическими и научными структурами.
Аналитическая функция направлена на формирование:
- адекватных обстоятельствам решений в соответствии с результатами педагогического контроля;
- диагностических прогнозов;
- интенсификации процесса принятия профессиональных решений с помощью информационно-коммуникативных средств;
- выбора и разработки профессионально значимой информации.
Аналитическая функция предполагает выявление и создание «банка данных» актуального педагогического и управленческого опыта, его обобщение и пропаганду, направленность на повышение профессионального уровня тренерско-преподавательского и административно-управленческого состава методической службы и выработку регулирующих механизмов по переводу образовательного учреждения в новое качественное состояние на основе анализа его возможностей.
Научно-методическая деятельность
Прогностическая функция направлена на выбор наиболее целесообразного и эффективного содержания деятельности спортивной школы.
Базируясь на системном подходе, она обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, объектами которого выступают:
- прогностически значимые исходные и этапные показатели при отборе перспективных юных спортсменов;
- будущие возможности материально-техническое и программно-методическое обеспечение; количество, уровень подготовленности и возраст учащихся; кадровая политика (перспектива);
- ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае использования инновационных процессов;
- последствия конкретных управленческих решений.
Проектировочная функция предполагает:
- выработку концептуальной перспективной модели деятельности детско-юношеской спортивной школы;
- разработку адаптированных образовательных программ и технологий их реализации;
- подготовку методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность;
- проведение научно-исследовательской деятельности (экспериментальную разработку инновационных технологий образовательного и воспитательного процессов, научно-исследовательская деятельность);
- экспериментальное обоснование наиболее продуктивных методов обучения и методов организации обучения и т.п.
Научно-исследовательская деятельность
На современном этапе развития спорта достижение высоких результатов невозможно без научного обеспечения учебно-тренировочного процесса. Тренер, работающий по принципу «делай, как я», не учитывающий в своей деятельности достижений спортивной науки, не сможет подготовить чемпионов и рекордсменов. Ученые, работающие со сборными командами, помогают тренеру учитывать малейшие нюансы физического, психологического, морально-волевого состояния спортсмена, помогают подготовить его к главным соревнованиям сезона и тем самым способствует достижению спортсменом наивысших результатов. Многие тренеры сами занимаются научными исследованиями. Можно привести множество примеров известных тренеров, деятелей физической культуры и спорта, которые успешно сочетают свою основную работу с научной деятельностью. Специалисты спортивных школ должны владеть навыками научного мышления, основами организации и методики проведения научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта.
Выбор темы. Выбор темы научного исследования – важная задача. От него зависит успех работы в целом. Критериями правильности выбора темы являются: актуальность темы; изученность темы; уровень теоретической и практической подготовки исследователя; наличие условий и средств для организации исследователя; не слишком широкий охват вопросов, входящих в тематику исследования; практическая выполняемость темы. При выборе темы исследования необходимо ознакомиться с основной литературой по изучаемой проблеме, определить степень изученности того или иного вопроса. Для спортивной школы наибольшую значимость представляют следующие направления исследований: методика воспитания физических качеств в возрастном аспекте, система построения многолетней подготовки юных спортсменов, нормирование и структура тренировочных воздействий, система отбора юных спортсменов, методика комплексного контроля подготовленности учащихся спортивных школ и ряд других. Также представляет интерес проблема управления спортивной школой в современных условиях, различные аспекты деятельности руководителей и организаторов методической работы в спортивной школе. Научное исследование – это управляемый процесс, направленный на получение новых знаний. Управление процессом научного исследования осуществляется как принятие и исполнение решений. Началу исследования предшествует его тщательное планирование. Организация научного исследования начинается с составления плана, в плане указываются сроки начала и окончания этапов разработки темы с перечислением выполняемых заданий. Обычно намечаются следующие этапы: сбор и изучение литературных источников (выявление литературных источников по библиографическим указателям, составление картотеки литературы, чтение источников); - определение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является учебно-тренировочный, воспитательный, учебный, организационный процесс, т.е. то, что исследуется.
Предметом исследования является прогнозирование, развитие исовершенствование учебно-воспитательного процесса, т.е. то, что в этом объекте получает научное объяснение, качество учебно-тренировочного процесса. Именно предмет исследования определяет тему исследования.- формулировка цели, задач и рабочей гипотезы исследования.
Цель исследования – конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Цель формулируется кратко, точно, выражая тот результат, к которому стремиться исследователь. Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы.
Задачи исследования – круг проблем, которые необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
Гипотеза исследования – это предварительное предположение о возможных результатах исследования. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявленные факты. В ходе исследований гипотеза может быть подтверждена, подвергнута коррекции или отвергнута как оправдавшая себя;
Этап исследований: выбор методов исследований, овладение методикой исследований, постановка предварительного и основного экспериментов, обработка экспериментальных данных, обобщение результатов исследований;
Этап завершения и оформления исследования – описание результатов исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление результатов исследования (в виде методической разработки, статьи, диссертации учебного пособия и т.д,). Внедрение результатов исследования в практику (в форме методических рекомендаций). Достижение желаемых результатов спортивной тренировки невозможно без ее научного обеспечения, что предполагает овладение современными методами научных исследований.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, наибольшее распространение получили следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- анализ документальных и архивных материалов;
- метод опроса – беседа, интервью и анкетирование;
- педагогическое наблюдение. Хронометрирование (частный случай педагогического наблюдения);
- педагогический эксперимент;
- контрольные испытания тестирование физической подготовленности спортсмена;
- методы исследования физического развития;
- математико-статистические методы.
Выбор методов исследования обусловлен спецификой изучаемой проблемы. Во всех случаях избранная методика исследования должна соответствовать главному требованию – обеспечить получение объективного и достоверного научного материала.
Изучение и анализ литературных источников. При подготовке к исследованию чтение литературы помогает правильно выбрать тему, ознакомиться с работами предшественников, с теми методами, которые применялись ранее. Анализ литературы поможет исследователю грамотно спланировать последующую работу.Первое и ведущее условие в исследовательской работе – освоение научной литературы, осмысление и обработка официальной документации по теме исследования. Ценная информация содержится в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, программы тренировок, правила и протоколы соревнований, дневники спортсменов, данные медицинских осмотров, статистические сводки и т.д.
Ценные сведения могут быть получены в ходе изучения текущих и архивных документов планирования и отчетности спортивной работы, руководящих материалов и сводных отчетов спортивных обществ; планов подготовки спортивных команд, данных врачебных обследований и пр.
Большую роль играет сбор и систематизация спортивных результатов и показателей. С этой целью изучаются протоколы соревнований, материалы официальных сборников, применяется обработка дневников спортсменов и т.д. многие стороны физического воспитания находят свое отражение в различных документах, таких как учебные планы, программы, врачебно-физкультурные карты.
Анализ дневников тренеров и спортсменов дает возможность выявить направление тренировочного процесса, методы тренировочной работы, основные средства и систему их применения, объем и интенсивность применяемых нагрузок, спортивно-технические показатели, количество соревнований, субъективную оценку спортсменом эффективности учебно-тренировочного процесса, его самочувствие и пр.
Результаты соревнований являются итогом многолетней тренировочной работы и могут быть ценным объектом исследования.
Изучение архивных документов позволит избежать ошибок, не исследовать уже изученное, не «открывать давно открытое».
Исследовательская работа – это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Без освоения обширной научной информации невозможно проведение исследований. Объем ежегодно издающейся научной информации по физической культуре и спорту достаточно обширен, и задача любого исследователя в начале своих научных изысканий познакомиться с уже накопленным опытом по данной проблеме. Необходимо отметить, что изучение литературных источников настаивает исследователя на экспериментальную работу.
В исследованиях, проводимых в области физической культуры и спорта, используются методы, связанные со сбором и анализом показаний (высказываний) испытуемых, которые в широком смысле можно именовать опросом.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной информации путем взаимодействия между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Главное достоинство опроса – широта охвата, так как можно опросить максимальное количество людей в минимальные сроки.
Проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству или опровержению гипотезы. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться.
Важное место в процессе исследований актуальных проблем физической культуры и спорта занимает педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение – это организованный анализ и оценка учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение. Педагогическое наблюдение как метод следования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные.
Цель педагогического наблюдения – изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, таких как:
- содержание учебно-тренировочного процесса;
- задачи обучения и воспитания;
- средства физического воспитания, их место в занятиях;
- методы обучения и воспитания;
- поведение занимающихся и преподавателя, тренера;
- характер и величина тренировочных нагрузок;
- технико-тактические действия и т.п.
Педагогический анализ и оценка учебно-тренировочного процесса – ведущая сторона деятельности исследователя.
Содержание педагогического наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты.
К достоинствам метода наблюдений относятся: наблюдение реального педагогического процесса; события фиксируются в момент их протекания; наблюдатель получает фактические сведения о событиях, а не мнение других лиц (как например, при анкетировании); наблюдатель независим от мнений испытуемых.
Недостатками являются: элементы субъективизма у наблюдателя; недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мыслительной деятельности, эмоций); ограниченность объема наблюдений для одного исследователя; пассивность исследователя.
Учитывая это, педагогическое наблюдение в процессе научно-исследовательской деятельности спортивной школы следует применять тогда, когда требуется: провести «разведку» для уточнения гипотезы и методики исследования; получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без внесения в него каких либо элементов; дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов; собрать первичную информацию, не требующую большой выборки; проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе других методов.
Хронометрирование – это составная часть педагогических наблюдений, в некоторых случаях используемая как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий. В сфере физической культуры и спорта хронометрирование – это метод контроля двигательной активности, измерение и регистрация временных затрат в ходе организованного занятия физическими упражнениями с выделением различных компонентов содержания занятия.
Общая плотность занятия – это отношение времени, затраченного занимающимися на выполнение педагогически оправданных действий, к общему времени урока, выраженное в процентах.
Моторная плотность занятия – это отношение времени, затраченного занимающимися на выполнение упражнений (двигательных действий), к общему времени урока, выраженное в процентах. С этой целью фиксируются затраты времени:
- на выполнение физических упражнений;
- выслушивание объяснений и наблюдение за показом упражнений;
- необходимый отдых в процессе занятия;
- ожидание в очереди;
- действия по организации занятий, необходимые для рационального построения урока (установка и уборка инвентаря и оборудования, страховка, перестроения , подготовка к игре и т.д.);
- простои – потери времени, которые выражаются в бездеятельности занимающихся, обусловленной организационно-методическими недостатками построения занятия или неконтролируемыми причинами (опоздание к началу урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся и т.д.)
Моторная и общая плотность вычисляется по следующим формулам:
МП время выполнения физических упражнений поделенное на общую продолжительность занятия или его части и умноженное на 100%.
ОП= время активной деятельности поделенное на общую продолжительность занятия или его части и умноженное на 100%.
Где МП – моторная плотность; ОП – общая плотность; Тфу – время выполнения физических упражнений; Тад – время активной деятельности; Тобщ – общая продолжительность занятия или его части. Время проведения всего урока принимается за 100 .
Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью одного занимающегося, типичного для данного коллектива занимающихся. Результаты хронометрирования записываются в специальном протоколе.
Обработка результатов производится в следующем порядке:
- рассчитывается время по видам деятельности;
- вычисляется время общей продолжительности занятия и отдельных его частей;
- вычисляется плотность занятия в целом и отдельных его частей. Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке.
Педагогический эксперименткак раз и создает возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление.
Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Педагогический эксперимент в спорте проводится для того, чтобы выявить эффективность тех или иных методов, приемов, форм воспитания, обучения и тренировки, проверить ценность средств и материалов, служащих педагогическим задачам. При разработке проблем спорта используется для решения вопросов, связанные с отысканием новых, более эффективных средств, методов, организационных форм тренировки, а также частных вопросов методики обучения и воспитания. От педагогического наблюдения эксперимент отличается тем, что дает возможность изучать явления в более разнообразных условиях. Кроем того, в процессе эксперимента одно и тоже явление можно проверить несколько раз в той или несколько иной обстановке и, наконец, посредством эксперимента можно более точно изучить предмет, расчленить его на отдельные части и выделить среди них те, которые представляют наибольший интерес для исследователя.
Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность. Обязательное условие педагогического эксперимента – соответствие его содержания общим принципам педагогики и воспитания. Нельзя в процессе эксперимента использовать средства и методы, противоречащие гуманным принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимающихся, приобретаемые умения и навыки, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться, поэтому одним из мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-либо усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.
Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление. Намеренная организация условий изучаемого явления предусматривает его систематическое изменение на протяжении достаточно длительного периода времени с одновременным установлением связей изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно вскрыть природу изучаемого явления, причины, обуславливающие его необходимость, установить способы управления им.
Поскольку педагогический эксперимент в физической культуре и спорте включает в себя проведение учебных занятий, а также регистрацию их эффективности, он строится по определенной схеме:
НАЧАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КОНЕЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ |